«Я всю жизнь купался.
Делал заем у природы.
А наши крещенские купели — это
неспроста.
Встряска клеткам. Полезнейшая штука.»
(академик И.П. Павлов)
Издревле вода присутствует во
многих народных обрядах и ритуалах. Не
обходятся без нее ни при рождении
человека (крещение), ни при его смерти (омовение).
В целебных и закаливающих свойствах
природы вода играет особую роль,
особенно вода холодная или ледяная. Ее
свойства с незапамятных времен были
известны и широко использовались
разными племенами и народами. В
папирусах Древнего Египта, например,
обнаружены указания на то, что следует
систематически использовать
охлаждающие водные процедуры в
оздоровительных целях. Полагают, что
египетская культура закаливания была
перенесена в Древнюю Грецию, где ее
распространял яркий пропагандист
оздоровления людей с помощью холодной
воды, великий философ и математик
Пифагор Самосский. В священных
индуистских книгах говорится, что
омовения холодной водой дают десять
преимуществ: ясность ума, свежесть,
бодрость, здоровье, силу, красоту,
молодость, чистоту, приятный цвет лица
и... внимание красивых женщин. Античные
историки Геродот и Тацит, описывая быт
скифов, указывают на то, что они купали
детей в холодных водах рек.
Из известных врачей
древности, широко использовавших
водные процедуры для лечения и
укрепления здоровья, следует назвать
Гиппократа (ему принадлежит
утверждение о том, что холодная вода
возбуждает, а теплая расслабляет), а
также Асклепиада и Авла Корнелия
Цельса. Практиковавший в средние века
в Баварии Себастьян Кнейп писал: «Сильные
народы, племена, роды всегда были
верными друзьями холодной воды.»
На Руси испокон веков
относились к воде очень уважительно.
Многие историки, ученые и
путешественники в разные времена
отмечали пристрастие русских к
ледяной воде. Купание в ней сочеталось
обычно с баней. В «Повести временных
лет», одном из самых значительных
литературных произведений времен
Киевской Руси, летописец Нестор
описывает впечатления Святого Андрея
о быте славян, живших в Новгородской
земле: «Удивительное видел я в
Славянской земле на пути своем сюда.
Видел бани деревянные, и разожгут их
докрасна и разденутся, и будут наги, и
обольются квасом кожевенным, и
поднимут на себя прутья гибкие, и бьют
себя сами, и до того себя забивают, что
едва слезут, едва живые, обольются
водой студеною, и тогда только оживут.
И творят так каждый день, никем не
мучимые... и этим совершают омовение
себе, а не мучение.»
Немецкий ученый и
путешественник Адам Олеарий,
посетивший Москву в середине
семнадцатого века, писал, что после
парной русские любят валяться в снегу
и обливаться холодной водой. Петр 1,
как известно, тоже поощрял холодные
купания. С ледяной водой дружил А.В.
Суворов. Он даже зимой обязательно
обливался холодной водой. В бане же он
выдерживал ужасный жар на полке, после
чего на него выливали ведер десять
холодной воды, по два ведра сразу. В
проруби купался И.А. Крылов. Ванны со
льдом принимал А.С. Пушкин. Большими
любителями купания в ледяной воде
были адмирал С.О. Макаров, герой русско-турецкой
войны генерал М.Д. Скобелев, писатель Н.Г.
Чернышевский, художник И.Е. Репин.
Суровые
климатические условия России
заставляли людей искать адекватные
формы и методы закаливания. Считалось
совершенно необходимым закаливать
детей с раннего детства. У северных
кочевых народов издревле существовал
обычай обтирать снегом новорожденных,
а в дальнейшем — «купать» их в снегу,
причем не только здоровых, но и
больных. Так, например, тунгусы или
якуты обливали новорожденного
несколько раз в день ледяной водой и
натирали снегом.
Обтирание снегом
выглядело так: несмотря на мороз, мать,
развернув меховую «пеленку-шкуру»,
быстро окунала малыша в снег,
аккуратно обтирала все тело, а затем
снова заворачивала ребенка в мех.
Таким образом, тело и дыхательные пути
с первых дней жизни приучались к
холоду, и дети становились привычными
к жизни в суровом северном климате. А
более старшие дети выбегали без
одежды на мороз, чтобы «узнать, какая
сегодня погода». Эта веками
выработанная традиция привела к тому,
что дети северных народов практически
не знали, что такое простудные
заболевания.
Известно, что
крещение младенцев по православному
обряду совершается путем
трехкратного погружения под воду с
головой. Примечателен тот факт, что
крещение в ледяной воде гораздо
полезнее для детского организма, чем в
теплой. Автор книги «Мать и дитя»,
изданной в 1893 году, В. Жук передает
рассказ земского врача Евсеенко:
«Мне пришлось
подметить, что дети, которых крестили
в холодной воде, развиваются и растут
лучше, чем крещенные в теплой купели.
Как слабое, так и крепкое дитя,
окрещенное зимою в воде прямо из
колодца, развивается очень быстро и
принимает особо приятный и бодрый вид...
Быстрое погружение в холодную воду
усиливает все процессы обмена,
поднимает упавшее питание и
кроветворение, исправляет еще не
установившееся движение соков, кожа
краснеет и приятна на вид.
Совсем иначе
действует крещение в теплой воде...
Теплая вода, не дав никакого толчка ни
коже, ни сосудистой системе,
испаряется, охлаждает тело;
несчастный ребенок мерзнет, дрожит,
бледнеет.»
Вкратце опишем
физиологический механизм воздействия
холодной воды на организм человека.
Действуя на
рецепторы кожи, холодная вода
вызывает мощный поток нервных
импульсов в спинной мозг и
центральную нервную систему. Это
вызывает ответную комплексную
нейрогуморальную реакцию,
способствующую выработке и
перераспределению энергии.
Активизируются биохимические
процессы, ускоряется углеводный обмен,
железы внутренней секреции выделяют в
кровь тонизирующие гормоны.
Изменяются работа больших и малых
кровеносных сосудов и движение по ним
крови. Нервные центры заряжаются,
тонизируются. Мобилизуются резервные
возможности, повышается
работоспособность организма. Это —
выход на более высокий уровень
энергетики и жизнедеятельности в
целом.
Среди представителей
педиатрии и возрастной физиологии
появляется все больше сторонников
закаливания детей грудного возраста.
Свое мнение на этот счет высказывает
доктор медицинских наук, профессор И.А.
Аршавский: «В научной лаборатории,
которой я руководил на протяжении
многих лет, исследовалось, в частности,
влияние низких температур на здоровье
детей. Если новорожденного младенца
погрузить в холодную воду, то у него
резко повысится мышечный тонус и
двигательная активность. После такой
процедуры у малыша значительно
активизируется сосательный рефлекс,
что позволяет ему получить от матери
необходимое количество молока. Если
погружение в воду делать перед каждым
кормлением, то ребенок будет расти
удивительно здоровым и крепким. При
таком образе жизни малыши,
появляющиеся на свет физиологически
зрелыми, редко болеют, а младенцы,
родившиеся ослабленными, быстро
догоняют в развитии своих ровесников.»
Физики, изучающие
свойства воды, утверждают, что ледяная
и талая вода (так называемая
структурированная, то есть имеющая
наиболее сложные структурные связи)
обладает повышенной физиологической
активностью, улучшает процессы
жизнедеятельности организма,
стимулирует резервные силы. При
окунаний ребенка в холодную воду тело
его сжимается, сосуды сдавливаются,
кровь из них уходит к сердцу, легким,
головному мозгу и так много сотен и
тысяч раз. Это — мышечный насос, как бы
второе сердце.
Следует сразу же
сказать, что купать новорожденных и
грудных детей целесообразнее всего в
прохладной воде. В холодную, тем более,
ледяную воду их можно окунать лишь на
1-2 секунды и тут же, вынув из воды,
разогревать с помощью активных
движений руками и ногами. Кстати, если
разогревать, растирая докрасна
полотенцем, это во многом снимет
эффект купания в прохладной воде.
Приучение малышей к
холоду можно условно разделить на три
этапа: начальное освоение —
привыкание — полная адаптация.
Приучение предусматривает
использование естественных факторов
природы: грунта (хождение босиком по
полу, земле, льду, снегу); воды (обтирание
мокрым полотенцем, прохладный,
контрастный, а затем и холодный душ,
купание в прохладной воде, обливание
холодной водой, окунание в холодную, а
в дальнейшем в ледяную воду, обтирание
снегом); воздуха (частое проветривание
помещения, облегченная одежда во
время прогулок, сон на свежем воздухе
в любое время года).
Температурный режим
при водном закаливании имеет свои
ориентировочные пределы. Вода
прохладная, холодная и ледяная
располагаются каждая в своем
диапазоне: первая — от 26 градусов (на 10
градусов ниже температуры тела) до 20
градусов, далее соответственно — от 20
до 10 градусов и затем — от 10 до 3
градусов.
Закаливание
новорожденных и грудных младенцев
должно быть доступным (посильным,
переносимым); систематичным (постоянным,
ежедневным); последовательным (с
постепенным увеличением времени
пребывания в воде); а также основанным
на учете индивидуальных особенностей
ребенка (приученность,
адаптированность к холоду, подкожный
жировой слой, активность в воде,
самочувствие, настроение и т.п.).
Не следует
форсировать процесс закаливания,
сразу подвергать нетренированного
малыша длительному охлаждению. Нельзя
допускать переохлаждения. Первые
купания в воде кратковременны, по
несколько секунд. Это обливание из
тазика или прохладного душа, окунание
с головой. Со временем малыш привыкнет
к холодовому воздействию, и окунание в
прорубь или обтирание снегом будет
доставлять ему удовольствие.
Важно все
время следить за состоянием ребенка,
учитывать внешние признаки адаптации
к холоду, в частности, к холодной воде.
Если тело малыша посинело, он скован,
дрожит, сеанс закаливания надо тотчас
же прекратить, а еще лучше не доводить
закаливание до таких эксцессов. При
купании в прохладной воде тело малыша
должно быть розовым, а сам он —
подвижным, активным, полным энергии.
Если ребенок
сам еще плохо держится на воде,
двигательную активность ему
обеспечивают взрослые. Лучше всего,
если сами родители находятся с
малышом в воде. Они по себе смогут
оценить степень его усталости и, в
зависимости от этого, сократить или
увеличить время, отведенное на водное
занятие. А малыш, глядя на папу или
маму, будет повторять их движения в
воде (вспомните о подражательном
рефлексе, хорошо развитом у детей),
учиться нырять и плавать, не испытывая
страха при погружении в воду.
При купании в
прохладной воде малыш подвижен,
активен, у него увеличивается
выработка тепла и он может долго в ней
заниматься, не ощущая холода.
Перед купанием в
прохладной воде всегда нужно хорошо
разогреть малыша: проделать комплекс
упражнений, растереть его тело руками
— тогда он не будет быстро мерзнуть.
После такого занятия нужно также
разогреть его активными движениями.
Еще раз напомним, что
купание в теплой воде делает ребенка
изнеженным, часто настолько, что он
теряет способность противостоять
охлаждению тела и даже небольшому
изменению температуры внешней среды:
сразу провоцируются насморк, ангина и
т.п. Если же родители все-таки купают
ребенка в теплой воде, то водную
процедуру надо заканчивать
обливанием водой холодной. Вначале
можно облить только стопы или ручки
малыша, а вслед за этим из ведра или
кувшина, сразу же, одним потоком,
обливается все тело. Лучше всего
обливать с макушки — там происходит
прилив энергии через энергетический
центр в коре мозга.
Тренирующий эффект
приучения к холоду, в особенности, к
холодной воде, имеет следующие
результаты: закаленный малыш легче
преодолевает любые болезненные
состояния и меньше болеет не только
респираторными, но и инфекционными
болезнями — у него в целом выше
иммунно-биологическая
сопротивляемость атаке любых
инфекций и активнее борьба с ними.
При систематическом
закаливании с первых дней жизни даже
купание в проруби «моржей-младенцев»
выглядит вполне обычной и
естественной процедурой.
Вот как описывает М.
Дмитрук в книге «Как дожить до
третьего тысячелетия» моржевание с
пеленок:«Из помещения на мороз
выбежали необычные спортсмены:
взрослые и дети в плавках и
купальниках, словно летом на пляже, а
младенцы — голышом, как будто
родители несли их в баню. С веселым
смехом все приблизились к широкой
проруби, оставляя на снегу следы босых
ног... Коля выполняет в руках взрослого
сложные акробатические упражнения —
сальто, подкрутки. И при этом блаженно
улыбается. На морозе тело малыша в
движении разогрелось, кожа стала
розовой, на щеках яркий румянец.
Теперь ему не страшна ледяная вода...»